Имитация витражей в нынешнее время становится очень популярной, постепенно вытесняя традиционный витраж.
Ее преимущество в том, что эта техника сохраняет герметичность окон и прочих декорируемых
стеклянных предметов, чего невозможно избежать при изготовлении традиционного витража. К тому же, эта техника подходит всем: как любителям, так и профессионалам, т.к. не требует каких-то специальных художественных навыков, а материалы для ее применения высококачественные и достаточно не дорогие, поэтому доступны каждому.
Но область применения витражных красок не ограничивается только стеклом, ими можно работать на дереве (краски быстро проникают в структуру дерева не создавая пленки и сохраняя фактуру выглядят, как морилка), на фарфоре, металле, кожаных изделиях, холсте и других твердых поверхностях. Также в разбавленном до нужной консистенции виде краски могут применяться в аэрографии. Это даст возможность значительно расширить ваш творческий диапазон и приобрести необходимый для себя опыт в работе с витражными красками.
Чтобы помочь вам сориентироваться в выборе красок, мы постараемся как можно доступнее и подробнее рассказать о витражных красках, выпускаемых тремя разными производителями, сравним их свойства и характеристики, выясним в чем их сходство и отличие, каковы их преимущества и недостатки и т.д. Эта информация поможет вам определиться как со стилем работы, так и с конечным результатом, который вы планируете получить.
Итак, основное отличие витражных красок – это их основа. Нам известно три основы на которых выпускаются витражные краски – это водная, спиртовая и растворитель.
Фирмы C.Kreul, Maimeri, Pebeo выпускают краски на основе растворителя.
Цвета глубокие, насыщенные, прозрачные, кроме белого, серого, черного и металликов, они очень укрывистые и не прозрачные. После высыхания имеют гладкую глянцевую поверхность.
Фирма C.Kreul выпускает краски серии
Hobby line емкостью 20 и 50мл в стеклянных баночках. Это самые экономные емкости для тех, кто расписывает как большие, так и небольшие поверхности, т.к. любые витражные краски при длительном неиспользовании быстро густеют и высыхают прямо в баночках. Если загустевшую краску еще можно развести растворителем, то высохшую уже нет.
Maimeri выпускают витражную краску
IDEA в пластиковых баночках емкостью только 60мл.
Pebeo выпускает краски VITRAIL в пластиковых баночках и только емкостью 45мл.
Палитра витражных красок Hobby Line фирмы C.Kreul – самая маленькая и насчитывает всего 12 основных цветов, +осветлитель (прозрачная краска, которая высветляет цвет не влияя на консистенцию краски),+
очиститель поверхностей и кистей, и в отличии от других фирм в ней добавлено еще 3 цвета металлика. В витражных красках IDEA Maimeri - 25 основных цветов, +2 металлика,
+осветлитель, +очиститель поверхности и кистей и в отличии от двух других фирм имеет медиум и лак для закрепления витража. У Pebeo самая большая палитра – 28 цветов и осветлитель.
По консистенции краски Maimeri и Pebeo более жидкие и текучие, сохнут дольше, поэтому ими лучше всего работать на больших горизонтальных поверхностях, тогда, как краски фирмы C.Kreul более густые и менее текучие, сохнут быстрее остальных, поэтому применять их лучше на маленьких площадях, а так же, благодаря их консистенции это единственные краски, которыми можно работать на вертикальных поверхностях, причем без резервирующего контура. При нанесении краски C.Kreul кистью тонким слоем или спонжем – краска самовыравнивается и не оставляет четких следов от кисти или «пятнышек» от спонжа, зато в такой технике прекрасно работают краски Maimeri и Pebeo. Таким образом можно придать работе необычную фактуру.
Краски всех трех фирм не создают объема и не смешиваются ни с какими добавками, такими, как пасты и
гели, декоративные лаки и т.д.
Их можно использовать либо поверх высохшей витражной краски, либо саму витражную краску наносить поверх высохших гелей, лаков и т.д.. Так, например, можно получить необычный эффект покрыв высохший
фацетный лак витражной краской: она затекает в трещины, образованные при высыхании лака, и подчеркивает их, причем когда лак фацетный прозрачный, то после окрашивания его витражной краской создается впечатление, что изделие выложено стеклянными камешками.
При работе нужно учитывать степень высыхания витражных красок. Так, например, краски C.Kreul очень быстро высыхают для прикасания минут за 15-20, но полное высыхание только через 24 часа. Краски Maimeri высыхают до прикасания за 30 минут и полностью за 8-10 часов и Pebeo высыхают до прикасания – 1 час, а полностью высыхают за 8 часов. После полного высыхания краски всех трех фирм имеют ровную глянцевую поверхность.
Если работать заливками, то при нанесении тонкого слоя, краска очень быстро подсыхает, особенно у C.Kreul и при продолжении заливки образуются заметные стыки, удалить которые очень сложно. При повторном нанесении краски на уже высохший предыдущий слой вы уже рискуете повредить его и не получите гладкой и ровной поверхности, т.к. в любом случае будут видны следы от кисти.
Краски всех трех фирм смешиваются между собой, что позволяет получать новые оттенки. Но при смешивании красок C.Kreul с красками Maimeri и Pebeo поверхность витража получается не глянцевая, а шероховатая. Это из-за различных составляющих красок. Этот эффект нужно учитывать если вам необходим такой результат работы. К тому же краска C.Kreul разжижается при смешивании с красками других производителей.
Если смешивать краски между собой одного и того же производителя, то можно получить новые цвета, но на практике – это не всегда удобно, т.к. часто получаются грязноватые оттенки, не такие, как при смешивании художественных красок. Например основные цвета у витражных красок – желтая, маджента, голубая, черная и белая. Красный цвет не является базовым, как принято многими считать. Если вы его смешаете с синим для получения фиолетового цвета, то он получится грязно-фиолетовым, не таким, как должен быть. Это все потому, что красная краска содержит розовые и желтые компоненты, а они при смешивании с синим цветом дают грязноватые оттенки. Поэтому производители стараются максимально расширить палитры витражных красок, чтобы не было нужды в их смешивании. К тому же по названиям цветов краски разных производителей могут отличаться, поэтому надо пользоваться выкраской.
Все эти витражные краски не любят прямых солнечных лучей и близкое расположение возле нагревательных приборов. В жидком виде вредны для окружающей среды, поэтому не выбрасывайте баночки открытыми. Не рекомендуется для декора аквариумов: с самой краской ничего не случится, но ее состав вреден для живых организмов. Простую влажную уборку краски переносят легко, но если вы ее вынуждены делать часто, то работу лучше всего покрыть лаком. Такой
лак есть у фирмы Maimeri. Его могут использовать для покрытия витражей выполненных красками других фирм, т.к. остальные фирмы не производят лака для витража, но витражи выполненные красками фирмы C.Kreul и Pebeo можно вскрыть обычным
водно-акриловым лаком, но только после их полного высыхания!
Меры предосторожности при работе с витражными красками у этих трех фирм одинаковые: краски легко воспламеняемые, поэтому держите их подальше от огня и детей, имеют специфический запах и пары которые желательно не вдыхать при работе, старайтесь избегать попадания краски на кожу (может вызвать аллергическую реакцию) и самое главное – вовнутрь. Если такое произошло, то сразу же обратитесь к врачу и обязательно захватите с собой пузырек или этикетку от этой краски. Pebeo содержит бутанон-оксим (butanone-oxime). Краски фирмы C.Kreul содержат 1-метокси-2-пропанол.
Все краски хорошо переносят перепады температур, поэтому их можно использовать как для внутренних, так и для внешних работ. Морозоустойчивые.
Материал предоставлен ООО "Лавка Художника"